Алтунина, Е.А. Стратегические пути инновационного прорыва в экономике России / Е.А. Алтунина // Альманах "Научные записки ОрёлГИЭТ". - №1(1). - май, 2010. - С. 118-121 |
Е.А. Алтунина
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
В России стратегические приоритеты государственной инновационной политики были четко сформулированы в Концепции инновационной политики на 2001-2005 годы. В настоящий момент недостаточно разработок в области планирования и регулирования инновационной деятельности. Отсутствует концепция стратегической направленности инновационного процесса. В связи с этим в статье определяются основные направления и средства их реализации, обеспечивающие инновационный прорыв в экономике Инновационный процесс, стратегия, государственное регулирование, инновационный подъем В России возникла реальная опасность потери значительной части научно-технического потенциала, имеющего высокую общегосударственную значимость. Принимает угрожающие размеры тенденция сокращения ресурсов научно-технического развития. Деформирована структура современного общественного воспроизводства. Падает спрос на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и внедрение их результатов в производство. Поэтому в современных условиях деятельность государства должна быть направлена на всемерное поощрение внедрения и распространения инноваций. Как свидетельствует мировой опыт, чем больше страна отстает в своем развитии, тем значительнее должна быть роль государственных органов управления в создании инфраструктуры, мобилизации ресурсов, выявлении приоритетов хозяйственного развития, достижении пропорций и взаимосвязей в национальной экономике. Термин «инновация» различные авторы трактуют по-разному. Так, по мнению Мишенко В.В., в современных экономических теориях научные достижения, реализованные в продукте, технике, технологии и организации производства, принято называть нововведениями, или инновациями (от англ. innovation – нововведение). Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Но данный объект не просто внедрен в производство, а успешно внедрен и приносит прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предыдущего аналога. Инновация - это новшества (новые методы, идеи, изобретения) доведенные до стадии коммерческого использования и предложения на рынок в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта (процесса) всегда связана с ростом экономического эффекта и его использования. Таким образом, проанализировав мнение ряда авторов, можно сказать, что инновация - это результат интеллектуальной деятельности, который является объектом гражданско-правовых отношений и обладает признаком новизны, то есть новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками, практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности, а также признаком экономической эффективности (конкурентоспособности). Научно - технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении новации и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах. Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств и модифицированных в продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Общественные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников: первый источник - экстенсивное расширение освоенных видов продукции и технологий; второй источник - нововведения (инновации), которые представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей. Необходимость развития массового производства можно объяснить эластичностью потребностей, разнообразим и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. Необходимой предпосылкой создания инновационной системы является эффективная государственная инновационная политика, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально - экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую. А в целом, соглашаясь с мнением Шапошниковой С.В., инновационная деятельность представляет собой стратегический вид экономической деятельности, как государства, так и отдельно взятых субъектов федерации. Стратегия государственной инновационной политики формулируется на основе долгосрочных концепций социально - экономического и общественно - политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики полагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально - экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства - это финансирование исследований и проектно - конструкторских разработок, материально - техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организациях условий для реализации мероприятий инновационного развития. Анализируя опыт западных стран, нами были выявлены основные виды используемых инновационных стратегий и их составляющие. Полученные данные систематизированы в виде матрицы и представлены на рисунке 1. В 50-60-е годы СССР был одним из лидеров мирового научно-технического прорыва, освоения четвертого технологического уклада. В 70-80-е годы наметилась и усиливалась тенденция отставания в освоении и распространении пятого технологического уклада (кроме некоторых направлений оборонно-промышленного комплекса), что привело к замедлению темпов экономического роста. Однако в 90-е годы позиции России в мировом технологическом пространстве многократно ухудшились в результате технологической деградации экономики. За последние полтора десятилетия значительно ухудшились основные параметры научно-технического и инновационного потенциалов. Многократно упала изобретательная активность - число заявок резидентов на изобретения на 1000 человек населения. Таким образом, к началу XXI века Россия вышла с деградированным, деформированным, отброшенным на несколько десятилетий назад инновационным потенциалом. По мнению В.Л. Иноземцева, Россия может и должна стремиться к тому, чтобы стать развитой индустриальной страной, поскольку возможности быстрого вхождения в круг постиндустриальных держав у нее полностью отсутствуют... Россия не способна выйти из сложившейся ситуации, опираясь лишь на собственные силы, и должна всеми возможными способами инициировать приток иностранных инвестиций и технологий… Россия окончательно упустила шанс занять место в списке стран-лидеров постиндустриального мира и никогда не сможет претендовать на победное место. И если Россия будет противостоять формированию однополярного мира, то она может оказаться на пороге нищеты и упадка. Следовательно, для достижения устойчивого экономического роста необходима разработка стратегии инновационно - технологического прорыва. Данная стратегия позволит России утвердиться на мировом рынке в числе ведущих индустриально развитых стран. Как следствие, реализация данной стратегии позволит нацелить российское государство на использование имитационной стратегии инновационной деятельности. Прежде всего, для реализации данной стратегии необходимо произвести инвентаризацию уже имеющихся научных достижений, отечественных изобретений и выделить среди них наиболее приоритетные, с помощью которых Россия может занять лидирующее положение среди индустриально развитых стран. Данная работа должна проводиться в первую очередь по инновационно - технологическим приоритетам и охватить не только гражданскую продукцию, но и оборонную. Таким образом, это позволит определить перечень стратегических инновационных приоритетов для выступлений на перспективных мировых рынках и, особенно на рынке стран СНГ, где пока еще сохранились остатки прежних научных и технологических связей, и появилась потребность в освоении новых поколений техники и технологии. Однако и странами СНГ не стоит ограничиваться. Здесь возможны по отдельным направлениям совместные инновационные программы и проекты с некоторыми странами Востока (Китаем, Индией) и Запада (Финляндией, Францией, Италией, Германией). Тем более что Россия мает выгодное геостратегическое положение и вполне может выступать с инновационной продукцией как на внутренних рынках стран СНГ, так и на мировых рынках. Продвигая научно - технологическое сотрудничество с быстро развивающимися экономиками Китая и Индии, страна может получить крупные рынки для инновационной продукции. Для реализации любого проекта необходимо обеспечить инновационную направленность инвестиций особенно иностранных для освоения передовых технологий пятого и в перспективе шестого технологических укладов. На это должна быть направлена инновационно - технологическая экспертиза как инвестиционных проектов с иностранным участием, так и закупок инвестиционного и иного оборудования и технологий. Необходимо также институциональное обеспечение глобального аспекта стратегии инновации прорыва, то есть охрана интеллектуальной отечественной собственности и интересов частников реализации инновационных приоритетов на внешнем рынке, а также формирование благоприятного инновационного климата и соблюдение законодательства. Для инновационного прорыва необходим образовательный потенциал: ученые, конструкторы, менеджеры, экономисты, программисты, то есть все те, кто составляют кадровую основу для базисных инноваций. Но этот потенциал постепенно иссякает, так как в России талантливая молодежь не находит должного применения своим знаниям и либо эмигрирует за рубеж, либо идет в сферы коммерческой деятельности. Причем многие из них приобрели опыт, связи и имя в зарубежных исследовательских организациях и университетах и могут активно сотрудничать в реализации российских научно - технических и инновационных проектов. В каждой инновационной программе (проекте) должен предусматриваться обеспеченный ресурсами раздел по кадровому обеспечению инновационного прорыва, включая и международное сотрудничество в этой области. Только на основе радикально инновационного обновления критически устаревших основных фондов и выпускаемой продукции, возможно, обеспечить конкурентоспособность российской экономики, высокие устойчивые темпы экономического роста, увеличения доходов предприятий, государства и населения. В России имеются необходимые средства для инновационного прорыва, в частности наблюдается избыток капитал, который не находит инновационно - производственного применения и в крупных масштабах, вывозится за границу. Инвестиции в основной капитал составили в 2003 г. около 72 млрд. долл., им нужно только придать инновационный характер. Валютный резерв Центробанка превысил 84 млрд. долл., однако он размещен в основном в долларах и в ценных американских бумагах, обслуживает американскую, а не российскую экономику. К тому же крупные ресурсы предприятий и коммерческих банков в малой степени вкладываются в инвестиции в основной капитал. В региональных бюджетах имеются неиспользованные остатки средств. Значительные средства имеются на руках у населения, а также откладываются «на черный день» в виде валютных резервов Центробанка и стабилизационного фонда правительства. Но не стоит ждать, когда «этот черный день» наступит. Экономика перенасыщена свободным капиталом, необходимо только желание использовать его для инновационного обновления производства. Также необходима весомая государственная поддержка базисных инноваций в производстве и инноваций в нерыночном секторе, защита интеллектуальной собственности и создание достаточных стимулов для ее использования, особенно изобретений. Здесь необходимо инновационное партнерство государства, предпринимателей, творческих личностей и общества в осуществлении стратегического прорыва. Государство не может отказаться от прямой поддержки базисных инноваций, ограничившись созданием правового поля и финансированием оборонных инвестиций. Государство должно активно выполнять одну из важнейших своих функций - стратегическую. Таким образом, если с помощью всего вышеперечисленного Россия сможет реализовать стратегию инновационного прорыва, то статья 7 Конституции РФ, гласящая, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, из красивой фразы превратится в реальную действительность. |
|
|
|