На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего. При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п. Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Всякая теория, даже самая абстрактная и всеобщая (в том числе и философское знание), в конечном счете ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она - сложным, порой весьма запутанным и опосредованным путем - в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний (разного уровня всеобщности) направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности. Классическая методология: началом исследования служит опыт. Современность: исследования начинаются с проблемной ситуации. Аристотель: любое познание начинается с удивления..., а удивление порождает вопросы, а некоторые вопросы – есть проблема. Вопрос – задается в определенной системе знаний и, по сути дела, подразумевает способ нахождения ответа. Проблема – фиксирует не только отсутствие знаний о реальности, но и отсутствие, методов для нахождения ответов (знание об ограниченности знаний). В методике принято отличать вопрос и проблему: ответом на вопрос является часть теории, а ответом на проблему является вся теория. Порой за проблему принимается такая ситуация, когда мы не знаем теорию. В обыденной речи понятие «проблема» употребляется свободно для обозначения необходимости применить усилия. Характеристики проблемы: отражает неполноту, рассогласованность и противоречивость теории. Неполнота – есть факты, которые нельзя объяснить на основе данной теории Рассогласование – противоречат теории. Противоречивость – из теории логическими средствами можно вывести противоречивые следствия. Между вопросом и проблемой нет жесткой грани. Один и тот же вопрос может быть вопросом в одной теории и проблемой в другой. Реакции научного сообщества на проблемные ситуации. Модифицировать теорию. Отбросить теорию и пытаться создать новую. Ученые игнорируют проблему в надежде, что в будущем эта проблема будет решена. Эмпирический и теоретический уровни познания: их разграничение и взаимодействие. Структура научного знания и познания. Основные элементы структуры. Наука является динамической, изменчивой системой. Знания об основных структурных уровнях. Знания об основных элементах: формы, виды знания

Генезис этих форм

Методы научного исследования

Взаимосвязи между структурными частями науки

Основные структурные уровни

Эмпирический (Э)

Теоретический (Т)

Философско – мировоззренческий (ФМ)

Не следует путать деление на чувственное и рациональное с одной стороны и Э и Т с другой. Различение чувственное – рациональное связано с различными познавательными способностями человека и опирается на данные когнитивной психологии и физиологии ВНД. Различение Э и Т уровней касается форм знаний и способов их получения. На Э и Т уровне задействованы обе познавательные способности. Чувственное и Э сходны в том, что для них характерно непосредственное взаимодействие с объектом, а для рационального и Т – опосредованно, Э-уровень – фактуальный, Т-уровень – логическая взаимосвязь высказываний, на основе которой можно объяснить и предсказать факты. Между Э и Т есть взаимосвязи. Соотношение между ними исторически и дисциплинарно изменчиво. Некоторые науки зарождались изначально как фактуальные (география, ботаника...). Потом они доросли до теоретического уровня. И сегодня существуют науки преимущественно эмпирические (история, археология...). Есть науки, которые являются преимущественно Т. Есть такие науки, которые используются для Т. базы знания других наук.

Создать бесплатный сайт с uCoz