Метод — это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности Методология — это учения о методах познания и преобразования действительности. Метод конкретизируется в методике. Методика — это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Она производна от методологических принципов и основана на них. НАУЧНЫЙ МЕТОД это совокупность действий, с помощью которых решается некоторый тип научных задач. Знание о методе выражается в специальных инструкциях, руководствах, методиках, в которых формулируются правила совершения действий, а также описываются условия и цели применения метода, его возможности, характер даваемых им результатов и т.д. Метод нельзя отождествлять со знанием о нем. С одной стороны, можно владеть методом, не зная правил и инструкций, описывающих его. Знание такого рода имеет неявный, невербализованный характер, оно не отделено от деятельности, а «вплетено» в нее и «работает» в ней. С другой стороны, даже отличное знание текста методических руководств и инструкций еще не означает владения описанным в них методом. Никакие словесные наставления не способны полностью заменить наглядный показ и личный опыт. Этим объясняется та важная роль, которую играют непосредственные контакты ученого с учениками и коллегами: в них передается то, что нельзя зафиксировать ни в каких инструкциях. Тип задач, которые можно решить с помощью данного метода, составляет область его применимости. Универсального метода для решения задач любого типа в науке нет. Любой метод имеет ограниченную область применимости. Каждая наука вырабатывает специальные методы, приспособленные к ее объектам исследования. Вместе с тем существенное значение в современной науке имеет перенос методов из одних дисциплин в другие. Например, использование физических методов в химии, в биологии и медицине, применение математических методов в естествознании и общественных науках. Наряду со специальными есть также общие методы, находящие применение во многих науках. Их называют общенаучными. К ним относятся все методы рационального мышления – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др., а, кроме того, такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, идеализация и пр. Методы, также как и проблемы, нельзя оценивать с точки зрения истинности или ложности. Оценка научных методов зависит от их приспособленности к решению тех или иных классов задач. Методы можно оценивать по следующим характеристикам:

общность, то есть широта области применимости;

продуктивность, то есть информативность, надежность, точность;

рациональность, то есть доступность для понимания и освоения.

Общность и продуктивность - определяют мощность метода, а продуктивность и рациональность – его эффективность. Не существует какого-то «самого лучшего» метода, пригодного к решению любых научных задач. Из множества разнообразных методов, имеющихся в науке, ученый выбирает те, которые наиболее соответствуют предмету, целям и условиям его исследования. Однако бывает и так, что наука сталкивается с проблемами. Они не поддаются решению никакими известными методами. В этом случае ученым приходится заниматься творческим поиском. Творчество это высшее проявление интеллекта. Творчество это создание нового; это качественная новизна созданного; отсутствие этого качества в предпосылках; это интеллектуальный поиск, а не простой перебор вариантов. Нахождение нового научного метода – результат творческой деятельности, для которой не существует никакой заранее известной методики (если не считать методом, так называемый, «метод проб и ошибок»). Хотя знание о методах само по себе еще не дает ответа на вопросы, касающиеся изучаемых наукой предметов, его роль в научном познании чрезвычайно велика. Открытие нового метода, как правило, имеет несравненно большее значение, чем ответ на какой-либо конкретный вопрос или установление какого-либо нового факта. Ибо новый метод открывает путь к решению целого ряда конкретных вопросов и установлению множества новых фактов. Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы предопределяются и вытекают и из природы изучаемого явления, и из задач, которые ставит перед собой исследователь. В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем: не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными. Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы. В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, сущностью. Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине. К таким методам относятся законы и категории диалектики, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы, являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. Классификация методов научного познания:

Методы эмпирического исследования:

1. Наблюдение

2. Сравнение

3. Измерение

4. Эксперимент

Методы исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях.

1.Абстрагирование

1. Анализ и синтез

2. Индукция и дедукция

3. Моделирование и использование приборов

4. Исторический и логический методы

5. Аналогия

Методы теоретического исследования

1. Восхождение от абстрактного к конкретному

2. Идеализация

3. Формализация

4. Аксиоматический метод

Формы научного познания

1. Гипотеза 2. Теория 3. Закон

Создать бесплатный сайт с uCoz