Алтунина, Е.А. Особенности интеграции предприятий в сфере торгового обслуживания / Е.А. Алтунина // Развитие современного инновационного общества: экономические, социальные, философские, правовые тенденции. Материал международной научно-практической конференции (4 октября 2010) - В 5 частях. - Ч1 / Отв. ред. В.И. Долгий. - Саратов: ООО "Изд-во КУБиК", 2010. - 190 с. (С 10-14)

Алтунина Е.А.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Торговля, как отрасль национальной экономики и как сфера, обеспечивающая продвижение товаров от сферы производства в сферу потребления, претерпела в период перехода от плановой к рыночной экономике коренные изменения и подверглась наибольшему реформированию. Существенно изменилась структура торговли, формы собственности и управления, значительно увеличилось инвестирование зарубежного капитала.

Торговля, вертикальная и горизонтальная интеграция, сфера обслуживания

Современная торговля представлена самыми разными типами предприятий, как традиционными, так и принципиально новыми: зарождающимися корпорациями, крупными холдингами, малыми предприятиями, работающими на арендованных площадях, на долю которых приходится до 70% от общей численности предприятий в торговле. В результате проведенных преобразований была демонтирована сложившаяся в течение десятилетий организационно-управленческая структура торговли. Значительно изменился ассортимент товаров [3]. Численность населения, занятая в российской сфере торговых услуг возросла в два раза по сравнению с прошлым веком и составляет 20 % от числа работоспособного населения.

В процессе осуществления экономических реформ после отмены государственной монополии во внешней и внутренней торговле она стала наиболее перспективной, в рыночном отношении, сферой российского бизнеса. Нынешнее состояние российской торговли характеризуется ее адекватным соответствием потребностям реального сектора экономики, что свидетельствует о внутреннем единстве торговли и производственного бизнеса. Наблюдается тенденция замены классических операций обмена, основанных на традиционных конкурентных отношениях, различными формами сотрудничества между фирмами - субъектами хозяйственных связей. Весомая часть экономической деятельности подобных фирм осуществляется в рамках долгосрочных многосторонних контрактных отношений. Приоритетным становится научный интерес к интегрирующей роли торговли в народном хозяйстве.

По мнению Игнатишина Ю.В. «Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей» [2].

Антонов Г.Д., Иванова О.П. считают, что предпосылками интеграции служит стремление организаций к повышению качества управления и устранению неэффективности, желание снизить налоговую нагрузку, стремление повысить политический вес руководства компании, рост капитализированной стоимости объединённой компании [1].

На практике наиболее часто применяются вертикальная и горизонтальная интеграции предприятий.

Вертикальная интеграция предприятий, при которой они объединяются от поставщиков до закупщиков, в идеале охватывая всю цепочку от добывающего ресурсы предприятия, до торговой сети, продающей готовый продукт конечному потребителю.

Вертикальная (межотраслевая) интеграция имеет место, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней работают вместе.

В соответствии с этим различают интеграцию:

- розничных предприятий с изготовителями;

- розничных и оптовых предприятий;

- смешанную.

В зависимости от участвующих сторон, вертикальная интеграция может быть двух- и многоотраслевой.

Примером двухотраслевой интеграции розничных предприятий с изготовителями является фирменная торговля. Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры, изготавливаемой каким-либо предприятием. Интеграция изготовителей и розничных предприятий имела место в России в дореформенный период и называлась «фирменная торговля». Первые фирменные магазины возникли в Москве более ста лет назад. Сегодня фирменная торговля в нашей стране также широко развита и диктуется необходимостью создания собственной системы сбыта для изготовителей с целью поддержания некоторой тенденции производимых торговых марок. Фирменные магазины имеют мясокомбинаты, молокозаводы, хлебозаводы, текстильные комбинаты, кондитерские фабрики. Так, фабрика «Красный Октябрь» реализует в пятнадцати фирменных магазинах 14% выпускаемого объема кондитерских изделий [4].

Интеграция розничных и оптовых предприятий наблюдается на российском рынке уже несколько лет. Одним из вариантов упрощенной системы сбыта для крупных компаний-дистрибьюторов стало создание собственных торговых точек, как не зависящих друг от друга, так и объединенных в сеть. Особенностью таких магазинов является то, что помимо ассортимента оптовой компании магазины предлагают потребителям максимальный спектр товаров.

Примером смешанного многоотраслевого комплекса в России является Концерн «Бабаевский», который открыл дочерние предприятия — шестнадцать новых торговых точек на территории всей страны, занялся созданием сети детских кафе, первые из которых появились в Сочи, Калуге, Германии. Примерно 6% выпускаемой концерном продукции реализуется через сеть собственных торговых домов, которых насчитывается сорок один.

Вертикальная интеграция предприятий представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема вертикальной интеграции предприятий

Горизонтальная интеграция предприятий, при которой объединяются предприятия одной отрасли, находящиеся на одной хозяйственной ступени, например, несколько предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли.

Горизонтальная интеграция позволяет минимизировать упущенную выгоду, а иногда свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников.

Горизонтальная интеграция может быть однотипной, т.е. состоять из предприятий одного типа (например, сеть супермаркетов «Магнит»), или комбинированной (ЗАО «Гринн» включает супермаркеты и развлекательные центры).

Если торговая фирма имеет более десяти магазинов, она считается цепной. Главным признаком, объединяющим цепные супермаркеты, является принадлежность их одному и тому же владельцу; кроме того, все они обычно имеют одинаковый облик и применяют одинаковые методы торговли. Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение в существовавшую много лет систему товародвижения при торговле продовольственными товарами.

Список используемой литературы:

1) Антонов Г.Д., Иванова О.П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России [Текст] / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №5.

2) Игнатишин, Ю.В. Слияние и поглощение: стратегия, тактика [Текст] : монография / Ю.В. Игнатишин. - СПб. : Питер, 2005.- 208 с.

3) Уваров, С.A. Перспективы развития торговли: логистический аспект. [Электронный ресурс] / С.А. Уваров. Режим доступа : URL : http://www.markus.spb.ru (дата обращения 20.08.2010).

4) Чкалова, О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом [Текст] / О.В. Чкалова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №4.

Создать бесплатный сайт с uCoz