Зыкова, М.Е. Формирование благоприятной предпринимательской сферы в условиях региональной экономики / М.Е. Зыкова // Предпринимательство как стратегический ресурс и внутренний источник инновационного развития национальной экономики. Международная научно-практическая конференция (Орёл, 23 декабря 2009): материалы и доклады. в 2-х частях. Часть / под .общ. ред. проф. Н.И. Лыгиной. - Орёл: ОрёлГИЭТ, 2009. - 248 с. (С. 131-138) |
М.Е. Зыкова ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В период мирового финансового кризиса в России обостряются проблемы, тормозящие экономическое развитие. Это прежде всего коррупция, сговор участников рынка, откаты, искусственное завышение затрат и цен, излишнее количество посреднических структур, недобросовестность налогоплательщиков, явно недостаточная деятельность государства по предотвращению дискриминации субъектов малого и среднего бизнеса на товарных рынках. В последнее время, несмотря на усиление работы государственных структур по преодолению таких трудностей, ее результативность остается очень низкой[1]. Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно. Как отмечалось выше, российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражение в победу. Экономическая нестабильность увеличивает риск, она же повышает шансы того, кто умеет правильно оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли. Так или иначе, развитие предпринимательства играет свою положительную роль, активно содействуя увеличению числа собственников, формированию среднего класса, росту доли экономически активного населения и созданию новых рабочих мест, как на Российском, так и на региональном уровне. В конце 1987 году в СССР свершилось знаменательное событие: государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, предпринимательство. Именно в 1987 г. в нашей стране появились и стали активно развиваться кооперативы, число которых за 1989 г. увеличилось в 2,6 раза и составило на 1 января 1990 г. более 102 тыс., а на 1 января 1991 г. – уже 132 тыс. [5, С. 18] Современный этап развития отечественного предпринимательства начался, как известно, в конце 20-го столетия, в момент смены общественно-экономической формации в России. Главными условиями стали узаконенная частная собственность на средства и землю, а также разрешенный наемный труд, т.е. то, что является базовыми составляющими капиталистического пути развития государства. Отсюда становится понятной и миссия российского предпринимательства: повышение эффективности и роста экономики России, обеспечение вхождения ее в глобальное мировое конкурентное пространство с целью повышения уровня жизни ее граждан. [11, С. 3] Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря. Причины этого коренятся, возможно, в прошлом страны. В России исторически сложился особый уклад экономики, обусловленный как географическими факторами, так и особенностями формирования русской нации. В настоящее время все большее признание в российском обществе среди ученых-экономистов, хозяйственников, политиков находит практически апробированная в мире истина: предпринимательство – стратегический ресурс, внутренний источник устойчивого развития и материального развития и материального обеспечения благосостояния населения страны. В условиях переориентации экономики вклад предпринимателей в обновление общества особенно значим. Известно, что предпринимательская активность конструктивно проявляется именно на волне подъема при преодолении обществом упадка в экономике. Однако указанные функции предпринимательство может выполнить только при научном понимании его сущности и содержания с учетом многообразия его форм, при эффективной системе государственного и регионального регулирования и поддержки. Поэтому развитие предпринимательства является важнейшим фактором становления и развития рыночной экономики России. Необходимо максимально способствовать созданию условий для успешного развития бизнеса, которое в свою очередь не только поможет решить социальные проблемы, но и послужит основой экономического подъема страны. [3, С. 3] Проблема стимулирования развития и эффективного управления малым бизнесом является одной из важнейших проблем развития экономики, стоящих в настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях. Предприниматели требуют принятия эффективных мер по ликвидации препятствий для развития бизнеса, власти декларируют готовность содействовать развитию предпринимательства путем создания благоприятных условий. Государство пытается найти ресурсы и разработать механизмы поддержки, принимает специальные программы, совершенствует нормативно-правовую базу, участвует в формировании структур для реализации такой поддержки. Однако комплексная, согласованная и эффективная инфраструктура поддержки предпринимательства еще окончательно не создана. Провидимые исследования показывают, что основной источник роста занятости населения – это расширение малого бизнеса. Это соответствует мнению экспертов, разрабатывающих стратегии экономического развития и сохранения бизнеса, которые указывают, что более 80% новых рабочих мест создают путем расширения и открытия новых предприятий. Содействие становлению новых компаний и фирм является основой успешного экономического развития страны. Важнейшей задачей является своевременная помощь бизнесменам, начинающим свое дело. Наиболее эффективными методами являются специальные правительственные программы и консультационные услуги, способствующие увеличению доступа малого бизнеса к начальному капиталу. Создание специальных экономических зон и предпринимательских сетей повышает способность фирм адаптироваться и к переменам, и к технологическим нововведениям. Должна быть преодолена на федеральном и региональном уровнях нескоординированность действий между органами, отвечающими за поддержку предпринимательства, и органами, работающими на рынке труда. Активная поддержка самостоятельной занятости населения в виде субсидий на открытие собственного дела и дотации на бизнес-образование должна входить в комплекс мер содействия развитию предпринимательского потенциала населения. [9, С. 143] Соответственно, регионы в целом вносят вклад в развитие, как в социальную, так и в экономическую сферу экономики страны, в частности Российской Федерации, которая в настоящий момент переживает этап перехода к рыночным отношениям, поэтому вклад региона в национальную экономику целесообразно определять методами, удовлетворяющими как рыночной, так и традиционной концепциям. В процессе перехода от административной экономики к рыночной возникла особенная экономика, получившая название переходной. Начали формироваться институты, соответствующие рыночной экономике: банки, биржи, акционерные общества. Таким образом, формирование многоукладной рыночной экономики в России внесло коррективы в цели и задачи региональной экономической политики. Возросло значение региональной политики государства в области предпринимательства как одного из важнейших новых направлений реформы. В настоящее время во всех регионах России сложилась трудная и противоречивая социально-экономическая и политическая ситуация. Данная ситуация значительно тормозит развитие предпринимательского сектора в условиях России, развитие которого может дать толчок к решению социальных, экономических и экологических проблемам, накопившихся за долгие годы господства командно-административной системы в экономике страны. Действующая система ценностных и денежно-кредитных механизмов является одной из причин блокирования развития рыночных отношений не только на региональном уровне, но и в целом в стране. Несмотря на внешние признаки наличия рыночной инфраструктуры – систему коммерческих банков, свободный обмен валюты, функционирования фондового рынка и т.д. – механизмы свободного перелива капитала, мобильности рынка труда, роста накоплений и привлечения стратегических инвесторов практически отсутствуют. Россия на пути осуществления полноценной интеграции в мировое экономическое пространство рано или поздно столкнется с жесткой необходимостью формирования адекватной международным принципам структуры экономики. Поэтому форсировать ее создание необходимо как можно быстрее, в противном случае внедрение в мировое хозяйство не будет полноценным, взаимовыгодным и эффективным. Здесь также необходимо отметить, что в постиндустриальных странах огромное внимание уделяют не только комплексному развитию экономики страны, но и поддержки, а также стимулируют комплексное и целенаправленное, а самое главное стратегическое развитие регионов. В частности, уделяется огромное внимание поддержки и корректировки стратегий развития регионального и межрегионального предпринимательства, как составной части экономического роста. Проблема формирования региональных рынков во многом зависит от интеграционных процессов, которые реализуются через образующиеся различные межрегиональные ассоциации. Ее решение связано с созданием механизма функционирования этих новых территориальных образований. В этих условиях российскому государству необходимо изменить свой подход к развитию предпринимательства. Государственная политика в области предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики стран с развитой рыночной экономикой, в основе которой лежит сочетание механизма рыночной саморегуляции и государственного воздействия, а также создание и поддержка межрегиональных ассоциаций. Учитывая вышесказанное необходимо отметить, что разрабатываемые в настоящее время программы поддержки предпринимательства в различных регионах России в процессе реализации постоянно сталкиваются с проблемой инвестиций. Обобщив предложения предпринимателей о дальнейшем развитии бизнеса, областные администрации испытывают трудности с реализацией в связи с постоянной нехваткой средств. Поэтому целесообразно обратить внимание на обоснование финансовых разделов программы поддержки предпринимательства, в которых отражена потребность в финансировании, обозначены основные источники и определены сроки их предоставления.[8] К важнейшим принципам региональной политики поддержки предпринимательства можно отнести: · Ориентация на поддержку без исключения действий рыночных механизмов; · Разделение полномочий между различными уровнями власти в области поддержки предпринимательства; · Постоянный мониторинг экономического и финансового состояния предпринимательства с целью внесения своевременных корректировок в проводимую политику. Чтобы предпринимательская деятельность стала эффективной и стабильной, необходимо создать комплекс условий во всех сферах общественной жизни: экономике, праве, социальной сфере и др., благоприятствующие развитию этой деятельности. Поэтому основными целями и приоритетными задачами региональной и государственной поддержки формирования предпринимательской сферы должны стать нацеленное желание предпринимателей строить свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, основными из которых являются: самоокупаемость, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность и др. [1] Эти аспекты наиболее актуальны в настоящее время, т.к. по оценке Всемирного банка, до 49% российской экономики находится в тени[2]. По оценкам Торгово-промышленной палаты РФ, из 4,5 млн. зарегистрированных отечественных предпринимательских структур добросовестно работают только 1,5 млн., остальные 3 млн. формируют в той или иной степени теневой сектор экономики, который составляет приблизительно 15-20% ВВП России. При этом для ухода от налогов и других незаконных схем предпринимательской деятельности создается до половины всех регистрируемых фирм[3]. Поэтому, принимая во внимание данные факты, необходимо определить приоритетные задачи формирования и поддержки благоприятной предпринимательской сферы. В начале, давайте проанализируем основные направления формирования и поддержки предпринимательства на государственном уровне. Данные направления представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Приоритетные направления государственной поддержки формирования благоприятной предпринимательской среды. Данные направления призваны снизить, а зачастую и устранить на федеральном уровне влияния внешних и внутренних факторов на предпринимательскую деятельность, которые в свою очередь значительно влияют на экономическую устойчивость и финансовую стабильность коммерческого субъекта. Как мы можем видеть, одним из направлений государственной политики поддержки предпринимательства является создание недостающих элементов региональной инфраструктуры. Поэтому для выработки основных направлений региональной политики в области формирования благоприятной предпринимательской среды необходимо использовать дифференцированный подход, который будет включать: 1. оптимизацию нормативно-правовых основ; 2. развитие системы финансово-кредитной поддержки; 3. совершенствование использования муниципального имущества; 4. совершенствование систем налогообложения бизнеса; 5. развитие инновационного предпринимательства; 6. совершенствование информационной поддержки; 7. укрепление и развитие системы подготовки кадров для бизнеса; 8. создание интеграций бизнесструктур; 9. обеспечение демонополизации рынков. Однако в этом подходе отсутствует на наш взгляд наиболее важный компонент для благоприятного развития предпринимательской деятельности в регионах Российской Федерации. В России на протяжении последних двух лет прослеживается тенденция увеличения числа факторов выявления коррупции. Несмотря на то, что задокументировать факт взятки очень сложно, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2008 году в суды было направлено 9839 уголовных дел о коррупции в отношении 10949 лиц, в 8625 случаях вынесен обвинительный приговор, выявленный ущерб составил почти 5 млрд. рублей.[4] Поэтому недостающим элементом является внесение изменений в антикоррупционное законодательство, как на федеральном, так и на региональном уровнях. К важнейшим принципам политики регионального регулирования предпринимательства можно отнести, прежде всего, ориентацию формы поддержки без исключения действий рыночной экономики. Ограждение малых предприятий от негативного воздействия нерыночных факторов, разделение полномочий между различными уровнями власти, а также постоянный мониторинг финансового и экономического состояния предпринимательства с целью внесения необходимых корректировок в проводимую политику. Разграничение полномочий между общественными и государственными организациями в данной сфере. Таким образом, мы можем получить наглядную схему взаимосвязи благоприятного функционирования предпринимательства в регионах в условиях рыночной экономики. Данная взаимосвязь будет отражена на схеме, представленной на рисунке 2[5].
Рисунок 2 – Взаимосвязь региональной поддержки формирования предпринимательской сферы и функционирование рыночной экономики. В результате все эти действия региональной политики поддержки формирования благоприятной предпринимательской среды должны привести к возникновению и развитию социально-ответственного бизнеса. С управленческой точки зрения, социально-ответственный бизнес – это форма ответственности бизнеса перед обществом, когда цель предпринимательской деятельности определяется не размером прибыли, а стремлением сохранить свои рыночные позиции (например, удержать свой сегмент рынка). Следовательно, изменяться и функции бизнеса: от обеспечения потребностей его владельцев к обеспечению потребностей других членов общества. [10] В России нет необходимой базы для использования в своей деятельности принципов социальной ответственности. Однако многие компании уже пытаются вести активную социальную политику. Тем не менее, этот процесс усложняется тем, что российские предприятия вынуждены строить свою социальную ответственность в условиях кризисного состояния социальной сферы российских макрорегионов: высокого уровня бедности в регионах; отсутствия опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем: наркомании, бездомности, проблемы СПИДа и низкого уровня финансирования социальной сферы за счет бюджетных источников, и т.д. У всех форм предпринимательской деятельности существуют определенные требования к государству в отношении благоприятного развития своей деятельности. К ним относятся: 1. государственное регулирование экономики; 2. защита отечественного производителя; 3. наличие и доступность денежных средств; 4. наличие платежеспособного спроса; 5. надлежащий уровень культуры предпринимательства; 6. эффективность правовой базы; 7. упрощение процедуры регистрации предприятий; 8. налоговое законодательство, основанное на приоритете стимулирования принципов. И недостаточное выполнение данных требований особо остро ощущают региональные предприниматели. На региональном уровне не созданы, а должны быть, обязательный набор инфраструктур, в состав которых входят бизнес-инкубаторы, фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, технопарки, учебно-деловые центры, создаваемые паритетной основе федерального, регионального и муниципального бюджетов. Для обеспечения благоприятной предпринимательской сферы в регионах необходимо усилить взаимодействие с муниципальными структурами поддержки предпринимательства (фондами, бизнес центрами или филиалами региональных фондов), что позволит повысить за счет этого качество и расширение ассортимента оказываемых предпринимателям услуг. Совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение равных условий конкуренции, отказ от дискриминации любых производителей должны стать одним из важнейших приоритетов экономической политики. Решение данных вопросов осложняется наличием целого ряда социально значимых вопросов в обществе. Поэтому наличие эффективного социально-ответственного бизнеса, как результата целенаправленной поддержки предпринимательства, необходимо и может быть оценено самыми различными показателями: от индекса человеческого развития до уровня дохода на душу населения. Перечисленные направления поддержки формирования благоприятной предпринимательской среды в некоторых случаях компенсируются деятельностью международных программ поддержки предпринимательства, но в основном региональные образования не имеют достаточно развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства. Россия на пути осуществления полноценной интеграции в мировое экономическое пространство рано или поздно столкнется с жесткой необходимостью формирования адекватной международным принципам структуры экономики. Поэтому форсировать ее создание необходимо как можно скорее, в противном случае внедрение в мировое хозяйство не будет полноценным, взаимовыгодным и эффективным.
Список использованных источников: 1. Арустамов, Э.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Э.А. Арустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанов. – 2-е изд., испр. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 336 с. 2. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 584 с.: ил. 3. Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Академия, 2007. – 320 с. 4. Крутик, А.Б. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Академия, 2006. – 160 с. 5. Муравьев, А.И. Предпринимательство: Учебник / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. – СПб.: Лано, 2001. – 696 с. 6. Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М; Изд-во Рос. экон. акад., 2001. – 463 с. – (Серия «Высшее образование»). 7. Савченко, В.Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования) / В.Е. Савченко. – М.: Экономика, 1997. – 223 с. 8. Шамхалов, Ф.И. Предпринимательство в России: территориально-отраслевой мониторинг / Ф.И. Шамхалов, В.В. Котилко. – М.: Экономика, 1997. – 352 с. 9. Юсупов, К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов [и др.]. – М.: КНОРУС, 2008. – 232 с. 10.Данилова, О.В. Социально-экономические альтернативы развития российского предпринимательства / О.В. Данилова // Финансы и кредит. – 2005. - № 26(194). – С. 73 – 77. 11.Дацко, С.Н. К вопросу о миссии российского предпринимательства / С.Н. Дацко // Российское предпринимательство. – 2005. - № 7. – С. 3 – 7. 12.Дегтярев, А. Российский бизнес в условиях «экономики отката» / А. Дегтярев, Р. Маликов, В. Арапов // Общество и экономика. – 2009. - № 3. – С. 53 – 62. 13.Засько, В.Н. Институциональное обеспечение развития предпринимательства в условиях экономической интеграции / В.Н. Засько // Российское предпринимательство. – 2004. - № 5. – С. 44 – 48. [1] Дегтярев, А. Российский бизнес в условиях «экономики отката» // Общество и экономика. 2009. №3 С. 53 [2] Кричевский Н. Подайте на пропитание:/ Н. Кричевский // Московский комсомолец. 2009. № 2. С. 10 - 12 [3] По материалам торгово-промышленной палаты РФ: // http//www.tpprf.ru/ru/main/news (дата обращения 20.11.2009). [4] По материалам Федеральной антимонопольной службы: // http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения 20.11.2009). [5] Составлено и дополнено на основе: Игнатов В.Г. Предпринимательство и его государственная поддержка. – Ростов-на-Дону: РКИ. 2008. С. 65
|
|
|
|