Понятие герменевтики имеет несколько основных значений. Во-первых, это теория и методология толкования текстов («искусство понимания»). Во-вторых, герменевтика – течение в философии ХХ века. Хотя история герменевтики может быть прослежена через средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в середине XVII в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики как лишенной методологической рефлексии практики комментирования.

Возникновение современной герменевтики датируется рубежом XVIII и XIX веков. Решающий вклад в ее создание внес немецкий философ и теолог Фридрих Шлейермахер (1768-1834).

Шлейермахер часто рассматривается как автор идеи герменевтического круга, понимаемого в качестве основного принципа интерпретации. Дух, который пронизывает целое (например, текст), оставляет свой отпечаток на его отдельных частях. Части должны быть поняты на основе целого, а целое должно быть понято как внутренняя гармония частей. Точка зрения Шлейермахера на герменевтику отмечена влиянием Романтизма. Центральным аспектом герменевтики становится идентификация исследователя текста с индивидуальным, уникальным содержанием духа («индивидуальностью»), скрывающегося за текстом. Для Шлейермахера герменевтика имеет дело прежде всего не с текстом самим по себе, а с творческим духом, воплощенным в тексте. Основная проблема понимания связана с пространственной и временной дистанцией, разделяющей исследователя и объект понимания. Герменевтика может способствовать преодолению этой исторической дистанции. Шлейермахер подчеркивает необходимость идентификации исследователя с текстом, с авторским стилем мышления и с историческим контекстом. Филология оказывает важную помощь в позиционировании исследователя во внутрь интеллектуального горизонта автора и текста. Благодаря этому лучшее понимание текста дает нам лучшее постижение фундаментальных проблем эпохи. Кроме того, герменевтическая интерпретация может быть понята как возобновляющееся круговое движение от целого к частям и от частей к целому.

Следуя Шлейермахеру, герменевтика вызвала широкий переворот внутри новых гуманитарных наук. Она оказалась общей основой не только для теологии, литературоведения, юриспруденции и историографии, но и для остальных гуманитарных наук. В определенном смысле, она как их общее достояние способствовала конституированию их уникальности по отношению к естественным наукам. С герменевтической точки зрения, целью гуманитарных наук является понимание, а естественных наук – объяснение.

Непосредственными истоками современной герменевтики явилась философия жизни (В. Дильтей) и экзистенциализм М. Хайдеггера. В философии жизни для герменевтики привлекательным оказался метод анализа культуры и истории, благодаря которому предполагалась «элиминация», влияние личности интерпретатора и временной дистанции, отделяющей текст от современной исторической ситуации, в которой осуществляется интерпретация. Например, Дильтей полагал, что влияние нынешней исторической ситуации может иметь только негативное значение для исследования. Экзистенциализм в лице Хайдеггера оказал влияние на герменевтику методом проникновения в феномены индивидуального человеческого существования. Кстати сказать, герменевтику иногда называют разновидностью экзистенциализма, что не совсем верно, хотя и не лишено смысла. Вслед за Хайдеггером один из основоположников герменевтики Гадамер заявляет, что бытие есть время. Он отвергает свойственное позитивизму представление об «истинном» бытии как «вневременном», ибо оно представляя «объективно» понимание событий независимым от исторических традиций, на самом деле оказывается субъективным. Ведь реальное познание, по Гадамеру, замыкается в своеобразном «герменевтическом круге»: изучая историю, исследователь сам всегда движется вместе с ней («в ее круге»).

Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные, научные ценности, образуются различные формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и принципы научного и философского рассуждения. Цель герменевтики – понять человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания и взаимного отчуждения людей, приобретших в осовремененном мире онтологический характер. «Путем понимания – к истинному человеку в истинном мире, т.е. в истинном обществе» - такова социальная функция герменевтики, сформированная одним из представителей герменевтики А. Димером. Другими словами, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных явлений, социальных институтов, исторических событий. Поскольку же в современном философском лексиконе одним из наиболее употребительных терминов стал «смысл», герменевтика имеет дело с интерпретациями и доведением до сознания различных смыслов. Стало быть предметом для герменевтики выступает человеческий культурный мир с его историей и современной культурой, являющейся продуктом нескольких тысячелетий культурного развития человечества и включает в себя его вечные творения. В этой связи герменевтическая философия приобретает характер некоторой культурологии, которую интересуют не факты как таковые, а интерпретация как установление и прояснение смысла. Отсюда особое внимание герменевтики к пониманию смыслов событий культурной жизни, текстов, памятников.

Фокусирующим средством герменевтической процедуры является язык. «Принцип герменевтики, - подчеркивает Гадамер, - означает просто, что мы должны пытаться понять все, что может быть понято. Это я имел в виду, утверждая: бытие, которое может быть понято, есть язык». «Бытие есть язык» означает утверждение о «лингвистическом строении мира», т.е. о «мире уже интерпретированном, уже организованном в своих основных отношениях». Мир в его непосредственной первозданности нам недоступен. Мы можем иметь дело только с миром, оформленным в языке. «Мы живем внутри языка», говорит Гадамер, и в нашей сознательной жизни ни на минуту не можем выйти из него. Исходя из этого становится понятной основополагающая роль интерпретации в сфере человеческого общения и культуры.

В связи с этим выдающееся место герменевтика отводит диалогу. «Только в живой действительности разговорам в котором люди с настоящим отношением к предмету понимают друг друга, - пишет Гадамер, - моет осуществиться познание истины». Искусство задавать вопросы оказывается ключевым герменевтике. Причем диалог в ней не ограничивается языковым общением двух лиц. Диалогический характер приобретает также отношение между исследователем (интерпретатором) и предметом исследования. Последним может быть текст, памятник и т.д. Поэтому вопросы интерпретатора должны быть обращены не к автору текста, а к самому тексту. При этом важно не то, что хотел сказать автор, а то, что фактически говорит сам текст. Герменевтический разговор начинается тогда, когда интерпретатор «открывается» тексту – позволяет ему говорить и прислушивается к нему. С другой стороны, герменевтика предполагает «открытость» самого текста, доступность его для интерпретации.

Следует указать на то, что интерпретация текста или культурного события происходит в конкретных условиях «сегодняшнего дня». Герменевтика это учитывает, полагая, что нынешняя ситуация не случайна и обусловлена исторически, т.е. интерпретация всегда осуществляется в рамках определенной традиции, порвать с которой невозможно. Отсюда наше понимание прошлого зависит и от интерпретатора, и современности, и традиции, к которой принадлежит интерпретатор. Задача интерпретатора в данной связи заключается в том, что он должен жить и прошлым и настоящим, обладать, по Гадамеру, способностью предпонимания и предубеждения, которая «образует первоначальную направленность всей способности к опыту. Предубеждение суть склонности нашей открытости миру».

Таким образом, герменевтика поставила весьма важные вопросы, связанные с пониманием смысла культурного наследия, традицией, с ролью гуманитарных наук в жизни общества. Методы герменевтики имеют важное значение в этнографических и культурно-исторический исследованиях.

Новейшим направлением в современной западной философии является герменевтика, оформившаяся в 60 - 70 гг. 20 века, благодаря работе Гадамера “Истина и метод”, хотя многие положения этой науки корнями уходят в древность. Название герменевтика происходит от имени бога Гермеса, который в древнегреческой литературе мифологического направления выполнял роль посланника богов и толкователя их воли. Ему было поручено доводит волю богов до людей. В христианском учении герменевтика - это искусство и метод толкования священного писания, который необходим для объяснения иносказаний, неясных слов, различных противоречий. Непосредственными истоками герменевтики явились философия жизни Дильтея и экзистенциализм Хайдеггера. В философии жизни герменевтику привлек метод анализа культуры в истории, благодаря которому предполагалась элиминация, т.е. влияние личности интерпретатора и временного периода, отделяющих текст от исторической ситуации, в которой и осуществлялась интерпретация. Дильтей полагал, что влияние нынешней исторической ситуации может иметь только негативное значение для исследователя. Экзистенциализм, в лице Хайдеггера, оказал влияние на герменевтику через метод проникновения в феномены индивидуального человеческого существования. Некоторые ученые отождествляют два этих учения, но делать это неправомерно.

Гадамер заявлял - бытие - есть время. Он отверг представления об истинном бытие как о вне временном, ибо оно представляет объективное понимание событий независимо от исторических традиций. Фактически бытие оказывается субъективным, реальное познание, по Гадамеру, замыкается в своеобразном герменевтическом круге, т.е., изучая историю, исследователь сам всегда движется вместе с ней, находится постоянно в ее круге.

Предметом философского знания в герменевтике является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Именно в ней протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности, образуются формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и принципы научного и философского обсуждения. Цель герменевтики - понять человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания и отчуждения людей. Иначе, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных явлений, социальных институтов, исторических событий.

Герменевтика имеет дело с объяснениями или интерпретацией и доведением до сознания различных смыслов. Таким образом, предметом герменевтики выступает человеческий культурный мир, с его историей и современной культурой. Философия герменевтики приобретает характер некоторой культурологии, которую интересуют не факты, как таковые, а интерпретация, установление и прояснение смысла. Центром герменевтики является язык. Выражение "бытие - есть язык" означает утверждение о лингвистическом строении мира. Гадамер утверждает, что мир в его непосредственной первозданности нам не доступен, мы имеем дело с миром оформленным в языке". В связи с этим, Гадамер приоритет отдавал интерпретации, как сфере человеческого общения и культуры. Он призывал интерпретатора обращать взор к тексту, а не к тому, что хотел сказать его автор. Интерпретация текста или культурного бытия происходит в конкретных условиях сегодняшнего дня, но на нее действует определенная традиция, порвать с которой невозможно. Отсюда понимание прошлого и настоящего зависит от интерпретатора и традиций страны. Методы герменевтики имеют большое значение в этнических и культурно-исторических исследованиях.

Создать бесплатный сайт с uCoz