Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указал следующие его основные особенности: - его предмет – культура, а не природа, - совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи; - непосредственные объекты его исследования – индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; - его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого; - сложный очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; - для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существующих исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что характерно для естествознания – номотетический метод – это главное различие двух типов знания); - объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия; - абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь – вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании; -в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном знании – понятием «культура».
|
|
|
|