Система социально-гуманитарных наук начинает складываться в эпоху индустриализма. Как и другие науки, они имели свои истоки еще в древности, в накапливаемых знаниях о человеке, различных способах социального поведения, условиях воспроизводства тех или иных социальных общностей. Но в строгом смысле слова социальные и гуманитарные науки формировались в XIX в., когда в культуре техногенной цивилизации отчетливо оформилось отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования. Именно в эпоху индустриализма объектно-предметное отношение к человеку и человеческим общностям становится доминирующим в техногенной культуре.

Целью социально-гуманитарных наук провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Исследуются как общество в целом, так и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления социальными процессами. Методологические проблемы социального познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы «наук о культуре» с опорой на те или иные философско-методологические представления.

Процесс зарождения и формирования социально-гуманитарных наук имел свои особенности. В XVI – начале XVII вв. для данных наук познавательным идеалом научности являлась дедуктивно построенная математическая система. Затем, вплоть до конца XIX в., давление на общественные дисциплины оказывала классическая механика. Господство механики и математики было обусловлено зрелостью этих отраслей знания и успешным их развитием. Следствием данного факта является стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности, в том числе социальные. Таким образом, в гуманитарные науки постепенно проникали математические методы познания.

Однако к концу XIX – началу XX в. стало уже очевидным, что социально-гуманитарные науки должны иметь свой собственный методологический фундамент. Этот тезис особенно активно отстаивали два философских направления: баденская школа неокантианства и философия жизни.

«Философия жизни» – это направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были Дильтей, Зиммель, Шпенглер и др. Эта школа возникла как реакция на кризис механистического естествознания. Представители школы «философии жизни» обратились к жизни, как первичной реальности, целостному органическому процессу. Само понятие жизни они считали многозначным и неопределенным, что дает простор для различных трактовок. Однако во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и «ставшему».

Научному познанию и его приемам противопоставляются внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (иррациональные в своей основе) жизненной реальности – интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения искусства, поэзия, музыка, вчувствование и другие внерациональные способы освоения мира.

Лидеры баденской школы Вильденбанд и Риккерт указывали на отличие не столько предметов социально-гуманитарных наук, сколько на отличие их методов. В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное и связан с ценностным отношением к реальности.

Вопросы социального познания и его методов являются предметом пристального внимания и на современном этапе. Так, Гадамер подчеркивал, что важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет есть нечто такое, к чему принадлежит и сам познающий. Как следствие этого факта, возникает невозможность механического копирования методологии естествознания.

Важнейшая заслуга Гадамера заключается во всесторонней разработке категории понимания. Понимание – это способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание – это не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира, причем оно возможно только в качестве соотнесения содержания с культурным мыслительным опытом современности. Таким образом, интерпретация текста, например, состоит не в воссоздании авторского смысла текста, а создании смысла заново.

Социальное познание и сформировавшиеся социально-гуманитарные науки имеют ряд особенностей.

1. Социальное познание ориентировано на процессы, т.е. на развитие общественных явлений, выявление законов, причин и источников этого развития.

2. Акцент познания смещен на индивидуальное на основе общего, закономерного.

3. В предмет социального познания постоянно включен субъект, т.е. человек.

4. Социально-гуманитарное познание – это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия.

5. Наличие неразрывной связи социального познания с ценностями, мировоззренче-скими компонентами.

6. Важнейшей характеристикой социально-гуманитарного познания является проце-дура понимания.

7. Социальное познание преимущественно ориентировано на качественную сторону изучаемой им действительности.

Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающей все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука обрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей.

Создать бесплатный сайт с uCoz