Без серьезных научных исследований современного состояния взаимодействия природы и общества невозможно не только преодоление, но и простое осмысление сути глобальных проблем современности. Очевидно, что роль всего комплекса современного естествознания в его взаимодействии, а также технических наук в этом процессе огромна. Однако не следует забывать и о значении гуманитарных дисциплин и, прежде всего, этики. Нравственное отношение к природе – это в первую очередь не страх за возможные штрафы, а осознание природы как огромной ценности, если хотите, как продолжения собственного тела: нанести урон природе для меня также невероятно как отрубить себе палец. Каждый шаг, увеличивающий независимость общества от природы одновременно умножает и углубляет связи общества с природой. В структуре взаимодействия природы и общества следует выделить этапы. 1. Присваивающая экономика. В этот период предлюди (архантропы) и люди занимались преимущественно собирательством, охотой, рыболовством. Суть присваивающей экономики - вырвал у природы кусок и употребил, присвоил. Продолжительность этого этапа составляет примерно 2,5 миллиона лет. Человек не оказывал в это время существенного влияния на природу, он органично входил в нее, был как-бы ее продолжением, ее частью. Главную роль в развитии общества в данный период играло естественное богатство средств жизни – обилие дичи, рыбы, плодовых деревьев. 2. Производящая экономика. Этот этап начинается около 10 тысяч лет назад с появления, земледелия, скотоводства, металлургии, первых цивилизаций и продолжается до наших дней, претерпевая существенные изменения. Главную роль здесь играет богатство средств производства, то есть того, что необходимо для его развития, например, полезных ископаемых, плодородных почв, источников энергии. На протяжении многих тысячелетий существования азиатского, античного, феодального общества земледелие (а в ряде стран скотоводство) были основными видами производственной деятельности. Воздействие общества на природу в этот период усиливается, иногда настолько, что происходит даже локальное разрушение естественных природных комплексов: засоление земель, наступление пустынь и т. п. Однако, в целом, воздействие общества на природу оставалось еще не значительным. Первые земледельческие цивилизации возникли в районах недостаточного увлажнения. Это предполагало создание оросительных систем, что приводило иногда к возникновению локальных экологических катастроф, например, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. А это, в свою очередь, вело к ослаблению и даже гибели отдельных государств в результате эрозии и засоления почв. Такие катастрофы бывают и сейчас: в мире заброшенно из-за ирригационного засоления больше земель, чем используется для орошения. В дальнейшем земледелие продвигалось на территории достаточного увлажнения, то есть в зоны лесостепи и леса. В результате началась интенсивная вырубка леса. Это резко сокращало влагооборот и способствовало увеличению площади пустынь. Кстати, сейчас пустыни расширяются со скоростью до 20 гектаров в минуту; такова же скорость обезлесивания. По оценке специалистов различными стадиями опустынивания в мире охвачено уже 4,5 млрд. гектаров земли, что составляет примерно 35 % территории суши, на которой проживает 850 млн. человек. 3. Третий этап взаимодействия общества и природы начинается с промышленной революции конца ХУП – ХУШ веков. С этого момента основное влияние на природу люди оказывают с помощью промышленности, индустрии, что не только значительно увеличило возможности преобразования окружающей среды в интересах человека, но и усилило возможность нарушения экологического равновесия. 4. Четвертый этап взаимодействия природы и общества начинается с середины ХХ века, когда началась научно-техническая революция, приведшая к тому, что, с одной стороны, значительно усилилось господство человека над природой, а с другой – возникла угроза того, что природа может подчинить себе человека: она стала стремительно превращаться в подлинного тирана человечества. Пока будут преобладать идеи типа «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача» (Мичурин), то есть человек будет осознавать себя завоевателем, а природу – врагом, ни о какой гармонизации взаимодействия системы «природа-общество» речи быть не может. Конечно, в последние десятилетия в большинстве развитых стран мира подобный подход к природе ушел в далекое прошлое. Однако и ныне в системе «общество – природа» далеко не все обстоит благополучно. Если общество представить в виде коня, а природу - в виде привязанного за телегой флегматичного бычка, то получится следующее: конь тянет изо всех сил, бычок, не выдерживая аллюра, задыхается, упирается, но вынужден трусить следом. Обоим тяжело, но развязать веревку не в их власти. В конце концов, их взаимодействие должно привести к выработке скорости, приемлемой для обоих. Если этого не случится, хозяин рискует получить в финале бездыханную тушу одного из животных или даже обоих. Во второй половине ХХ века во взаимоотношениях общества и природы возникают различного рода угрозы, проявляющиеся, например, в следующем: 1) возрастает уровень опасности для жизни и здоровья людей на Земле; 2) возникают глобальные проблемы. Рассмотрим содержание этих двух аспектов. Первый аспект. Кризис современной цивилизации характеризуется возрастанием уровня опасности жизни людей на Земле, что вызывает у многих беспокойство, стрессы, чувство беспомощности, рискованности существования. Риск вообще проникает сегодня во многие сферы социума. Для характеристики этого в литературе стали даже использовать термин «общество риска». Социологическая теория «общества риска» появилась в середине 80-х годов ХХ века. Ее основателем является немецкий ученый Ульрих Бек. Согласно этой теории человечество в последней трети прошлого века вступило в новую фазу своего развития - «общество риска». Сравним данный этап развития и предыдущий – индустриальный: Для индустриального общества основным было распределение благ. Для общества риска – распределение опасностей. Эволюция индустриального общества, в основном, сопровождалась появлением факторов, улучшающих жизнь людей: рост урожайности сельскохозяйственных культур, прогресс в медицине, автоматизация производства, развитие средств связи и транспорта. То есть, в индустриальном обществе распределялось между людьми то, что приносило, в основном «хорошее». В обществе риска иная ситуация: по мере его развития появляется все больше опасностей, то есть «плохого» и оно также распределяется между людьми. В таком обществе неуклонно снижается уровень безопасности. Второй аспект современного взаимодействия общества и природы заключается в возникновении проблем, которые стали называться глобальными К числу глобальных проблем относятся, в частности: - угроза ядерной войны и военного уничтожения жизни, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, экологический кризис, дифференциация населения (бедные, богатые страны), рост преступности и терроризма, «взрыв» инфекционных и генетических болезней. Исторически первой возникла проблема опасности ядерной войны - 40 – 50-е годы ХХ столетия. Смысл демографической проблемы заключается в том, что постоянный рост населения мира требует возрастания производства пищи и энергии, увеличения потребления минеральных ресурсов. Это усиливает «давление» на биосферу планеты. В 60-е годы ХХ века появляется глобальная проблема, которая стала называться «экологический кризис». Ее главный смысл в том, что в настоящее время вторжение человека в природу превышает ее восстановительные возможности. Экологический кризис реализует себя в следующих явлениях. ВО-ПЕРВЫХ, происходит интенсивное загрязнение и ухудшение качества окружающей среды. Это касается воздуха, воды, почвы, пищи. ВО-ВТОРЫХ, экологическая опасность связана с трудно предсказуемыми последствиями человеческой деятельности в области преобразования природы. Воздействуя на природу, человечество, само того неосознавая, может вызвать явления, называемые ползучими катастрофами – опасность подкрадывается незаметно. Например, воздействие человека на состояние Мирового океана может привести к уничтожению фитопланктона, без которого, как считают специалисты, едва ли возможно существование человеческого рода. Опасно для существования человечества также как уменьшение средней температуры на 3,5 – 4 градуса, так и ее увеличение на 4 – 5 градусов. В последнем случае начнется резкое таяние запасов льда на Земле и катастрофическое повышение уровня океана, затопление значительной части суши. ИТАК: Экологическая опасность заключается в том, что своим вмешательством в природу человек воздействует на общепланетные жизненно-важные физические, геологические, химические, климатические, биологические связи. Такая деятельность способна привести к разрушению взаимодействий, которые имеют решающее значение для всей системы жизнеобеспечения планеты, и вызвать непоправимые катастрофические последствия. В условиях резкого повышения уровня опасности для жизни людей на Земле, появления глобальных проблем современности, возникновения экологического кризиса нарастает потребность использования новых подходов для решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества.
|
|
|
|